MENU
Главная » 2011 » Апрель » 11 » Рынок поиска в Рунете круто изменился
07:42
Рынок поиска в Рунете круто изменился

  За последние несколько лет поисковые системы, представленные в российской сети, претерпели значительные изменения. Несколько раз сменился лидер рынка, усовершенствовались системы поиска. И сегодня мы расскажем о том, какие пертурбации произошли с сервисами поиска в предыдущем году. 

  Компания "Ашманов и партнеры" составила аналитический обзор, в котором благодаря счетчику Liveinternet было выявлено состояние поисковых систем в российском сегменте Интернета. Специалисты компании рассмотрели доли поисковых систем, отличия аудиторий разных поисковых систем, изменения показателей качества поиска, а также основные события в мире поисковых систем Рунета за 2010 год и начало 2011 года. 

  За два последних года в Рунете произошли существенные изменения на рынке поиска. В течение 2009 года на втором и третьем местах соответственно закрепились Google и Mail.ru (по доле поискового трафика, "излучаемого" поисковиками на российские сайты). Произошло это, судя по всему, за счет падения доли "Рамблера", которая уменьшилась до 2%. С января 2010 года "Яндекс" стал отбирать долю трафика - как у Google, так и у Mail.ru (с января 2010 года на поиске Mail.ru работал собственный "движок", а с сентября использовались результаты поиска Google). Меняются доли рынка и у "маленьких" поисковиков: падают доли Gogo, Yahoo и "Апорта", появляются и увеличивают долю поисковики мессенджеров QIP и ICQ. Но эти изменения не влияют на ландшафт в целом. 

  Доли поискового рынка 

  В этой таблице сравниваются доли поисковиков по состоянию на декабрь каждого из годов: 2008, 2009 и 2010. Сразу бросается в глаза сильное падение доли "Рамблера", и в 2010 году - доли Mail.ru. доля Google за 2009 год выросла, но в 2010 году упала даже ниже прежнего уровня. доля "Яндекса" по сравнению с предыдущим периодом значительно выросла. 

  Вот график (рис. 1), на котором отражена динамика изменения долей поиска за 2010 год. Стоит напомнить, что в 2006-2008 годах доля "Яндекса" снижалась, и к концу 2007 - началу 2008 года снизилась до 53%. Сейчас можно говорить о том, что "Яндекс" прекратил падение и начал уверенный рост (к концу 2009 года доля "Яндекса" выросла до 58% и продолжила расти, достигнув 64% к концу 2010 года). Несмотря на очевидные тенденции, на этом графике можно заметить небольшое "волнение" в мае и августе 2010 года. В эти месяцы доля "Яндекса" немного падает, а Google растет. Вероятно, это связано с длинными майскими праздниками, когда большинство людей уезжает отдыхать за город, на дачу или в зарубежные туры. 

  Второй период колебаний может быть связан с высоким сезоном августовских отпусков. Эта картина подтверждает мнение наших специалистов о том, что у разных поисковых систем разная аудитория. Например, у "Яндекса", судя по изменению его доли, основную долю пользователей составляют сотрудники офисов и различных организаций, которые пользуются Интернетом преимущественно с рабочих компьютеров. В выходные дни, в праздники и во время отпуска многие из них не пользуются Интернетом и поисковыми системами. У Google велика доля "продвинутых" пользователей, хорошо разбирающихся в технологиях. Они привыкли постоянно находиться онлайн, поэтому на их активности сезоны отпусков и праздников не сказываются. Из этого можно сделать вывод, что Google в 2008-2010 годах не удалось перейти границы "продвинутой" аудитории и "выйти в народ". Рассмотрим различия в интересах аудиторий разных поисковых систем подробнее. 

  Общие тенденции 

  Эволюция поисковых систем происходит в контексте общего развития Интернета, мобильных технологий, медиабизнеса и мировой экономики. Поэтому логично, что у поисковых систем в Рунете в 2010 году было немало общего, как в области технологий, так и в области маркетинга. К концу 2010 года рынок поиска по сайтам в Рунете оказался окончательно поделен между двумя основными игроками - "Яндексом" и Google. Почти исчез с радаров "Рамблер", Поиск@Mail.ru стал партнером Google, Microsoft не проявляет заметного интереса к российскому рынку, и Bing.com пока получает только около процента переходов на сайты Рунета, несмотря на относительно высокое качество поиска. 

  Окончание финансового кризиса 

  Если 2009 год был временем "затягивания поясов", то в 2010 году ситуация изменилась. 

  Давайте сравним: 

  В 2009 году, сокращая расходы, Google закрыл ряд проектов - Google notebooks, Google Catalogs, Dodgeball, Google Video, Google Mashup editor; приостановлено развитие нескольких других проектов. Компания приняла и меры для повышения своих доходов. Например, реклама AdWords появилась даже в поисковых подсказках. Сейчас рекламы в подсказках не видно, очевидно, этот способ размещения оказался не слишком эффективным. "Яндекс" в начале 2009 года тоже сократил расходы, а количество рекламных объявлений в "спецразмещении" "Яндекс.директа" увеличилось до трех. В 2010 году стало заметно ослабление кризисных настроений. "Яндекс" переехал в новый офис и стал энергично увеличивать штат. В начале февраля 2010 года в "Яндексе" появился двухтысячный сотрудник, а в конце ноября 2010 года - две тысячи пятисотый. Google в 2010 году приобрел несколько стартапов, а также опубликовал новые вакансии, в том числе от офиса разработки в Москве. Поисковые технологии В работе над поисковыми технологиями у "Яндекса" и Google также есть сходство. Это объясняется не копированием работы конкурентов, а общими тенденциями отрасли. В настоящее время эволюция поиска выражается в смене парадигмы: от поисковика требуется "понимание" запроса пользователя не в формате "найдите мне то, что я сказал", а "найдите мне то, что я хочу". Понять, что хотел пользователь, все поисковые системы пытаются при помощи схожего набора поисковых технологий: 

  * подсказки - при наборе запроса в поисковой строке выводятся частые запросы с данным словом; 

  * исправление опечаток и ошибок в запросах; 

  * построение поисковой выдачи с учетом географического положения пользователя; 

  * универсальный поиск - отображение в выдаче не только веб-страниц, но и видео, аудио, новостей, записей из блогов и другой информации; 

  * "колдунщики" (термин "Яндекса"), они же wizards - специальные операторы, показывающие справочную информацию над поисковой выдачей. Например, курс валют или расписание футбольных матчей; 

  * синонимы. Определение синонимов для слов запроса, расшифровка аббревиатур, понимание транслитерации и других текстовых эффектов; 

  * персонализация выдачи - показ результатов с учетом собранной поисковой системой 

  * информации о пользователе; 

  * участие пользователей в работе поиска - возможность голосовать за результаты, передвигать сайты вверх или вниз в выдаче, участвовать в тестировании поисковых алгоритмов. 

  Отразился на развитии поисковых технологий и рост популярности смартфонов в России 

  В сентябре 2010 года Google и "Яндекс" объявили о запуске для российских пользователей голосового мобильного поиска. У "Яндекса" это приложение, способное искать на карте ближайшие магазины, рестораны, заправки и другие географические объекты, находящиеся недалеко от пользователя. У Google - приложение для полноценного поиска по Интернету с распознаванием голосового запроса. 

  Картографические и геоинформационные сервисы 

  В 2010 году одним из наиболее динамично развивающихся сервисов "Яндекса" стали "Пробки". Осенью компания провела исследование дорожной ситуации в Москве и отправила его результаты в департамент транспорта и связи Москвы. Сейчас столичные власти ведут с "Яндексом" переговоры о создании совместного сервиса по информированию водителей о транспортной обстановке. В 2010 году Google запустил "Пробки" для Москвы и Петербурга. Также активно развивался проект "Яндекс. Карты". 

  В апреле появился сервис "Народная карта", позволяющий пользователям редактировать, добавлять и описывать географические объекты. В июле "Яндекс" приобрел компанию "гИС Технологии", которая предоставляет картографические данные. Поисковые компании выпустили и несколько развлекательно-вирусных проектов. "Яндекс" сделал на "Картах" игру в города; предложил пользователям с помощью панорам виртуальные прогулки по Москве, Киеву и Санкт-Петербургу; сформировал несколько путеводителей, указав, например, на карте Петербурга достопримечательности и объекты, которые можно "потереть на счастье". 

  Мобильные "Яндекс.Карты" за этот период обрели заметную популярность, обросли новыми функциями, у них значительно усилился социальный компонент: пользователи могут отмечать на карте различные события (аварии, ремонтные работы и т.п.), общаться с помощью комментариев к пометкам (в результате получается своеобразный чат). Росту популярности проекта способствовало и то, что компания договорилась с МТС и "МегаФоном" о бесплатном мобильном трафике для пользователей "Яндекс". Карт из московского региона. Google также расширяет свое "картографическое присутствие" в России. Разработано виртуальное путешествие Москва- Владивосток, оформленное как путешествие поездом по Транссибирской магистрали. Кроме того, на Google Maps появились русскоязычные карты мира. 

  Непоисково-социальные неУДачи 

  Попытки привлечь пользователей к формированию поисковой выдачи пока остаются не слишком удачными - основная масса заинтересовавшихся очередной возможностью быстро остывает, энтузиастов слишком мало, причем значительную их долю составляют интернет-маркетологи и другие люди, преследующие собственные интересы. Не слишком удачно складывается и жизнь непоисковых социальных проектов Google, запущенных в 2009-2010 годах. Ни Google Wave - сервис для организации совместной работы, ни Google Buzz ("живая лента") - агрегатор социальной активности друзей на разных площадках - не стали популярны. Основной причиной их неудач аналитики считают наличие на рынке социальных сервисов сильных, давно закрепившихся игроков (в первую очередь, Facebook), пользователи которых не видят смысла переключаться на новинки Google. 

  По мнению специалистов "Ашманов и партнеры", Google Wave предлагал пользователям неудачную смесь синхронных (аналог чата/мессенджера) и асинхронных сервисов (почты), что заранее предопределил его неудачу, который вначале оказался интересен только для энтузиастов, а потом был заброшен и ими. 

  GooGle вместо "янДекса", GoGo вместо GooGle, GooGle вместе или вместо GoGo 

  В конце 2009 года истек срок договоренности о сотрудничестве между Mail.ru и "Яндексом". В рамках этого партнерства с января 2006 года "Яндекс" предоставлял Mail.ru поисковый "движок", на выдаче показывалась реклама "Яндекс.директ", с которой Mail.ru получал доход. Продлению партнерства препятствовало нежелание Mail.ru в новом периоде сотрудничества брендировать поиск "Яндекса" - указывать, кем предоставлена поисковая технология. 

  Mail.ru объявил о партнерстве с Google, который должен был предоставить поиск в формате white label (без указания бренда) и разрешить Mail.ru показывать рекламу AdWords, однако в январе 2010 года выяснилось, что на Search. mail.ru работает собственная технология компании. К апрелю 2010 года стало заметно падение доли переходов на сайты с поиска Mail.ru. Возможно, качество поиска оказалось недостаточно высоким или нагрузочная способность собственного поискового кластера Mail.ru была ниже, чем у "Яндекса" и Google (скорость отклика поисковика очень сильно влияет на долю рынка). 

  Осенью 2010 года компания Mail.ru стала использовать технологии Google для пользователей, которые ищут не по Рунету. Спустя некоторое время и выдача по Рунету стала похожа на выдачу Google. На конференции "Оптимизация-2010" в ноябре 2010 года руководитель разработки поиска Mail.ru Андрей Калинин так ответил на вопрос о сотрудничестве с Google: "на портале используется поиск Google и, частично, наш". В то же время поиск на сайте ICQ.com заработал на поисковом движке Gogo.ru под брендом Mail.ru. Таким образом, инвестиционный фонд DST, владеющий Mail.ru и ICQ, впервые объединил два своих актива.

(c) Личные деньги

Категория: - Industry - | Просмотров: 588 | Добавил: demono | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: