MENU
Главная » Статьи » Мои статьи

История Дакара


Заблудился... и выдумал «Дакар»!

Теперь уже мало кто помнит, что в конце 70-х годов на маршруте Абиджан - Ницца проходили внедорожные ралли. В 1977 году, когда эта гонка пересекала Ливию, никому не известный мотогонщик Тьерри Сабин на три дня заблудился в Сахаре. Вернувшись во Францию, он задумал организовать свое собственное ралли, стартующее из Европы и финиширующее в Дакаре. Пресс-атташе по профессии, Сабин понимает, что успех соревнования зависит прежде всего от СМИ и для его проведения выбрал январь - месяц, свободный от каких бы то ни было соревнований. Так родилось то, что сегодня называют «Париж-Дакар».

Маршрут первой гонки, прошедшей в 1979 году, пролегал через Францию, Алжир, Нигер, Мали, Сенегал. Спортсменам предстояло преодолеть 10 000 км (из них 3 169 км - скоростные участки). На старт вышло 170 экипажей (из них 90 мотоциклов и 80 автомобилей), а финишировало 74 (34 мотоцикла, 50 автомобилей).

Отметив Рождество, искатели приключений стартовали с парижской площади Трокадеро, не слишком хорошо представляя, что их ждет в пути, знали только, что едут в Дакар. Это первое ралли через бывшие французские колонии больше походило на приключение, если не сказать на авантюру, чем на соревнование. До Бамако добралась половина измотанного каравана. В том первом «Дакаре» был только один зачет и его возглавили мотоциклы. До финиша доехал и Renault KZ 11 CV - та самая модель, что в январе 1927 года за 36 дней проехала 18 000 км от Орана до Кейптауна.

Концепция гонки 1980 года, ведущей из серой европейской зимы в солнечную Африку, представляется настолько соблазнительной, что уже во втором издании приняли участие крупные марки: Yamaha, BMW и даже Vespa с 4 мотороллерами. Одним из первых официальной командой был представлен Volkswagen. Привлекает «Дакар» и сливки общества: бывших пилотов "Формулы-1", актеров, спортсменов. На старте и трехкратный победитель 24 часов Ле Мана Анри Пескароло.

Первые потери

В 1982 году «Дакар» попадает на первые страницы газет: экипаж Peugeot 504 - Марк Тэтчер (сын британской железной леди) и штурман Шарлотт Верней на четыре дня пропали в алжирской пустыне. Погибли голландский мотогонщик и французская журналистка.

Число участников в «Дакаре» - 1984 перевалило за четыре сотни. С приходом заводской команды Porsche, хотя Porsche 911 и заявлены от команды Ickx - Rothmans, гонка начинает походить на чемпионат мира по ралли. Гонщики преодолевают территорию Франции, Алжира, Нигера, Буркина-Фасо, Берега Слоновой кости, Сьерра-Леоне, Гвинеи и Сенегала.

Длина трассы «Дакара» - 1986 и по сегодняшний день остается самой протяженной - 15 тысяч километров. Однако в историю эта гонка вошла тем, что 14 января в вертолетной катастрофе погибли основатель «Дакара» Тьери Сабин и с ним еще четыре человека, в том числе певец Даниэль Балавуан и журналистка Натали Оден. Команда TSO решает, что гонка должна продолжаться. Пепел Тьери Сабина развеян в пустыне.

На «Дакаре» - 1988 был побит рекорд по количеству участников - их число зашкалило за шесть сотен. Но уже на первом алжирском этапе Эль-Уэд - 200 км по дюнам - сходит 140 участников. Ари Ватанен больше чем на час опережал своего ближайшего преследователя Юху Канкунена. Но утром на бивуаке в Бамако исчез его автомобиль. Peugeot 405 был обнаружен слишком поздно, чтобы вовремя явиться на старт. Гонка также отметилась дебютом Стефана Петеранселя, который впоследствии достиг необычайных успехов.

Финиш в «Диснейлэнде»

Политический контекст пересекаемых стран начинает оказывать влияние на выбор маршрута «Дакара» - 1989. Караван высаживается в Тунисе и пересекает Африку через Ливию и Нигер, избегая политическую нестабильность в Алжире. В этом году состоялись изменения в регламенте для полноприводных автомобилей: серийные автомобили становятся Т1, улучшенные переименованы в Т2, прототипы попадают в Т3, а грузовики - в Т4. К слову, грузовики запрещены в гонке после трагического несчастного случая в команде Де Роя и присутствуют на маршруте только как технички.

Два Peugeot в этой гонке были вне конкуренции, и Жан Тодт решает судьбу первого места, подбросив монетку – победил Арии Ватанен, опередивший Жаки Икса.

В 1990 году, одержав третью сокрушительную победу, Peugeot расстается с «Дакаром» и начинает программу в чемпионате Sport-Prototypes. Снова появились грузовики - и среди них впервые советские гонщики за рулем грузовиков КАМАЗ.

Впервые ралли финиширует не в Дакаре в 1992 году. Также в первый раз гонка пересекает экватор. Разрешено использование GPS. На этапе между Франсвилем и Пуен-Нуаром погиб, столкнувшись на связке с медицинским автомобилем, мотогонщик Жиль Лалэ. Он стал 29-й жертвой гонки с момента ее создания.

Первая победа КАМАЗа

В 1994 году руководителем гонки назначен Фенуй, осуществивший идею, в свое время предложенную Метже - «Дакар» впервые финиширует во Франции. Точкой прибытия стал «Евродиснейлэнд». Зато в следующем году гонка уже не стартовала во Франции, чего до этого не наблюдалось. 15-дневный заезд начался из Гранады. Патроном «Дакара» назначен Юбер Ориоль, единственный, кто выигрывал «Дакар» на мотоцикле и на автомобиле

«Дакар»-1996 был проведен на фоне траура: третьего января один из грузовиков техпомощи «Ситроена» под управлением Лорана Геже подрывается на мине на юге Марокко. Зато был повод для радости и гордости у россиян - первый триумф одержал КАМАЗ. За рулем грузовика сидел Владимир Московских.

В 1997 году впервые в своей истории «Дакар» стал внутриафриканской гонкой (Дакар - Агадес - Дакар). Внесены изменения в регламент, и «Дакар» выбывает из Кубка мира FIA. Зато гонка того сезона навсегда войдет в историю - Ютта Кляйншмидт стала первой женщиной, выигравшей этап гонки.

С «Калашниковым» у горла или полеты грузовиков

«Дакар» - 1999 стал богатым на события. На пятом этапе вооруженные «калашниковыми» бандиты ограбили экипаж Стефана Пиеха, племянника хозяина группы Audi-Volkswagen. А в 52 км от Тишита в засаду попали 1 мотоцикл, 3 квадроцикла, 12 машин и 7 грузовиков. Отобрав у гонщиков и журналистов документы и деньги, грабители скрылись на четырех «трофейных» внедорожниках (два - оргкомитета и два - прессы) и трех грузовиках, прихватив с собой мотоцикл и слив горючее из других машин. С одиннадцатой попытки в 50 лет осуществил свою мечту Жан-Луи Шлессер, выиграв гонку на багги своей собственной конструкции. Годом ранее, склонив к сотрудничеству Renault sport, он финишировал на Розовом озере пятым, но все же стал обладателем Кубка мира по внедорожным ралли.

Госдеп США, а затем и французский МИД сообщили об угрозе террористических актов организаторам гонки 2000 года. И хотя ни характер, ни источник угрозы не уточнялись, а нигерийские власти гарантировали безопасность, было принято решение перебросить караван из Ниамея в Ливию самолетами АН-124. За 4 дня по воздушному мосту Ниамей - Себха были переброшены 150 автомобилей, 77 грузовиков, 143 мотоцикла и 8 вертолетов. Эта операция стоимостью более 4,5 миллионов долларов вызывает полемику: отказ пересечь Нигер был воспринят руководством страны как оскорбление, и правительство намеревалось предложить гонке вообще покинуть территорию страны.

Ютта - вне конкуренции!

«Дакар»-2001 - это гонка имени Ютты Кляйншмидт. При помощи Андре Шульца и своего Mitsubishi немка стала победительницей!

В 2002 году был сильно изменен регламент: в автомобильном зачете остались всего две категории - Production, в которую вошли втомобили группы Т1, и Superproduction, объединившая экс-группы Т2 и Т3. Вывод тся из игры грузовики с центральным расположением двигателя. Гонка продолжает возврат к истокам: марафонские двухдневные этапы, этапы без роут-бука, без GPS. Рок-идол Джонни Халлидей доехал до финиша с Рене Метжем. Сенсацией также стал возврат на трассу после 14 летнего отсутствия Яна Де Роя. В одном экипаже с ним выступал сын Герардус.

Особенностью 26-го по счету январского марафона стал даже не возврат к классическому маршруту, а на редкость большое число претендентов на первые места. Стефан Петерансель присоединился к Юберу Ориолю в анналах «Дакара», как гонщик, выигрывавший эту гонку на мотоцикле и на автомобиле. В условиях возросшей конкуренции еще весомее выглядела более чем убедительная победа команды «КАМАЗ-Мастер».

Гонка 2005 года запомнилась гибелью своего двукратного победителя итальянского мотогонщика Фабрицио Меони, в тринадцатый раз участвовавшего в «Дакаре». Команда Mitsubishi одержала свою десятую победу на «Дакаре», а КАМАЗ - шестую и сравнялся по этому показателю с TATRA. И уже в следующем сезоне грузовик Владимира Чагина в очередной раз достиг триумфа. КАМАЗ стал семикратным чемпионом африканского марафона.

По материалам сайта www.4x4privod.ru


Источник: http://www.eurosport.ru/rallyraid/dakar/2007/sport_sto1042156.shtml
Категория: Мои статьи | Добавил: demono (04.01.2008) | Автор: Eurosport.Ru W
Просмотров: 1591 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: