MENU
Главная » Статьи » Мои статьи

Молчание - знак отказа?

 «Отправляю отклики на вакансии, мое резюме просматривают, но ответа нет. Подскажите, пожалуйста, как поступить?» — задается вопросом Алексей Федулов, а с ним и добрая часть наших читателей.

  Вопрос «как поступить» — лишь один из пула подобных. Ведь вариантов действий много. Что делать — еще подождать? Позвонить в компанию? Забыть про эту вакансию, искать работу дальше? А если очень хочется именно на эту позицию в конкретную компанию?


  Немного цифр

  Как показал опрос, проведенный Службой исследований HeadHunter, 41% рекрутеров просматривают резюме кандидатов по мере их поступления, а 42% — делают это раз в день. Из чего можно сделать вывод, что резюме не «залеживаются» в почтовых ящиках HR-менеджеров, их смотрят и оперативно на них... не реагируют.

  Не получая ответа, соискатели начинают вступать на зыбкую почву гипотез и предположений. Например, о том, что менеджеры по персоналу просто мониторят рынок или сами не знают, кого ищут. Более критично настроенные к себе кандидаты размышляют на тему, что их резюме не подходит.

  Действительно, лишь 10% компаний так или иначе взаимодействуют с неподходящими кандидатами — 8% звонят и задают уточняющие вопросы, 2% — все равно приглашают на собеседование, 42% высылают отказ, 5% молчат.

  Итак, тот самый случай. Нашей Службе исследований удалось прояснить причину отсутствия обратной связи.
 

  Убедительные причины молчания с последующим их толкованием

  В проведении исследования обнаружились удивительные и парадоксальные вещи. Действительно, предположения кандидатов о «неподходящести» резюме оправданны в большинстве случаев, когда HR-менеджер не отвечает на присланный отклик. Но, оказывается, бывают случаи, когда претендент полностью подходит! Впрочем, обо всем по порядку.

  Самая распространенная причина, по которой рекрутеры не дают кандидату ответа, - это «кандидат подходит лишь отчасти, откладываем резюме на всякий случай». Так ответили 57% опрошенных HR-специалистов.

  Возможно, для самих рекрутеров и есть резон иметь пару-тройку кандидатов в запасе, отложив резюме в так называемую «базу». Но соискателей подобный «расклад» совершенно не удовлетворяет. «Скажите, хоть кому-то перезванивали, достав ваше запыленное резюме из базы?!» — иронизирует один из соискателей, обращаясь к собратьям по цеху.

  Претендентам подобный ответ кажется совершенно не убедительным. «Много откликов не соответствует требованиям — ставьте дополнительные вопросы. В HeadHunter есть, ведь, такая функция... Единственное, чего хочется лично мне — чтобы HR-специалисты не ленились слать отказ. Все равно позвоню. И потратите вы свое время так или иначе. И даже больше, если мне понадобится», — возмущается другой кандидат.

  Но молчание в адрес неподходящего с точки зрения менеджера по подбору персонала соискателя — еще полбеды. 16% рекрутеров объясняют отсутствие отклика так: «кандидат подходит, но мы ищем лучшего из лучших».

  Справедливости ради стоит отметить, что чаще подобная игра в кошки-мышки, когда кандидат старается добиться ответа от HR-менеджера, а тот упорно не отвечает на запросы, случается уже после собеседования, когда становится виден реальный уровень специалиста. Но иногда достаточно и сведений о квалификации и опыте, указанных в резюме. HR-специалист видит формальное соответствие, но не спешит предпринимать никаких дальнейших действий, ожидая, когда к нему поступит резюме еще более квалифицированного соискателя.

  Можно предположить, что раз такое поведение начинается уже на первой стадии взаимодействия с компанией, в дальнейшем ситуация усугубится. Если рекрутер выбирает столь придирчиво, то кандидату не будет счастья, даже если он попадет на собеседование. Ведь как раз там выплывет вся дополнительная информация, не указанная в резюме. Например, что один из претендентов живет на другом конце города, и, стало быть, захочет сменить работу на ту, что поближе, другая кандидатка только что вышла замуж и, вероятно, планирует скоро уйти в декрет, а третья вообще не указала в резюме наличие дома собаки, а президент компании их не любит.

  «Вот и спрашивается — сколько же реально хороших кандидатов не доходит до своих мест, где они бы и хотели очень работать, и могли бы, и польза бы была всем, ан нет — кадровик отсеял по причине „скоро в декрет сбежит" и т. п., не разобравшись в ситуации. Оно и понятно — соискателей полно, по каждому размышлять, так это и чай попить будет некогда, отказать всегда проще, новые придут — может и найдется „идеальный", который при таких требованиях и заработной плате сам через 2 недели сбежит...», — негодует наша читательница, столкнувшаяся с аналогичными формулировками, правда, уже как раз после собеседования.

  Но две предыдущие причины можно назвать «цветочками». Шквал бурных эмоций вызывает такая позиция рекрутеров, как «кандидат не подходит, нет времени на отказы» (этот вариант ответа выбрали 13% респондентов).

  HR-специалисты поясняют, что в сложившейся на рынке труда ситуации к ним приходит слишком много откликов, и у них много других дел, чтобы думать об ответе на письма всем без исключения кандидатам, даже заведомо неподходящим. Но эта позиция представляется другой стороне весьма неубедительной.

  «Обилие откликов — не причина! — считает участник обсуждения Борис Александрович Летучий. — Это сейчас на вакансию приходит множество откликов и, "вроде бы", времени на обратную связь не хватает. Однако во времена "кадрового голода" обратной связи тоже не было».

  «Успеваете или не успеваете... это ваши личные проблемы, и это ваша работа... Отсутствие обратной связи — это нарушение всех правил делового этикета... В фирмах с развитой корпоративной культурой такое практически невозможно!» — восклицает посетитель нашего портала Вадим Юрьевич Цуварев.

  «Отсутствие отклика (ответа) от HR-специалиста — это, всего навсего, банальное хамство. Завышенная самооценка рекрутера + отсутствие элементарной культуры. У работодателей и кадровиков принято выдвигать к кандидату кучу требований, считается допустимым проводить „стресс-интервью" и т. п., но вот о том, что (по правилам делового этикета) принято отвечать на звонки и письма, они как бы "забывают"», — так комментирует результаты опроса HR-специалистов участник обсуждения по имени Дима Шаман.

  Соискатели обращают внимание на западные традиции, где ответ на письмо кандидата — такое же правило хорошего тона, как взаимное приветствие при встрече. «Сколько ни обращался из Европы в российские компании — отвечали единицы, в процентном соотношении менее 1%. Сложилось впечатление, что в русскоязычном пространстве отвечать соискателям — это, что называется, „себя не уважать". Может быть, среди HR проводить экзамен по правилам делового этикета? Глядишь, сами станут соискателями», — саркастически замечает пользователь Sergej Murawjow.

  «Да просто „неохота". Лень, иными словами. Человек нужен? — не особо. Ну и чего тогда церемониться, время тратить.... Считаю, тут именно такая логика, к сожалению», — гневно замечает в продолжение темы пользователь нашего портала Константин Феоктистов.

  И самый удивительный с точки зрения соискателей ответ, который выбрали 10% опрошенных опрошенных, это «кандидат не подходит, не хотим расстраивать его отказом».

«Что значит „кандидат не подходит, и мы не отвечает потому, что боимся расстроить его"? Что за ерунда? По-моему, это жуткий непрофессионализм со стороны менеджера по подбору! Нельзя расстроить человека тем, что проявите ему свое уважение в виде ответа на его отклик. Зато как соисктаель будет переживать, не получив вообще никакой обратной связи! Он поймет, что ему не только отказали, но на него еще и наплевали!» — негодующе восклицает Наталья Таль.

  Что входит в вариант «Другое», который выбрали 13% участников опроса, сказать сложно. Но читатели «Планеты HR» уже давно при обсуждении возможных возражений HR-специалистов предложили несколько вариантов разрешения возможных проблем с отказами.

  Например, попросить ИТ-отдел настроить автоматизацию ответа общей рассылкой избранным адресатам с примерным текстом «Уважаемый кандидат, мы рассмотрели Вашу кандидатуру. К сожалению, она нам не подходит. Извините. С уважением, ООО «Вася и Ко». Или попросить системного администратора сделать отдельный ящик для резюме в почте и «прикрутить туда простейшую программку», чтобы в ней можно было только «галочки поставить и кнопку нажать».

  Или написать специальную программу-фильтр для ряда вакансий. «Например, нужен вам нормальный юрист. Так и прописывайте, что если в резюме нет слов „первое высшее образование — юридическое", „Юридический факультет МГУ" и, например, „опыт работы в налоговой (прокуратуре, милиции) ... лет", то резюме отсеивается», — дает советы один из «продвинутых» по программной части читателей нашего портала. «В общем, „не верю". Ваши проблемы — в слабой автоматизации работы, а проблемы соискателей — в плохом взаимодействии с ними HR-менеджеров», — подводит он итог своим размышлениям.


  Правда, только правда и ничего, кроме правды

  Кандидат имеет право знать правду, даже если она окажется горькой! Под таким лозунгом обычно проходят обсуждения на тему обратной связи в нашем проекте HeadHunter Live.

  Кандидаты понимают, что самое логичное, что нужно сделать, когда нет обратной связи, — позвонить в компанию, как это часто им советуют, к примеру, наши карьерные консультанты («HR-менеджеры не всегда справляются с входящим потоком резюме и уделяют внимание тем, кто наиболее мотивирован»). И в любом случае искать дальше. Но бывает так, что позиция кажется настолько привлекательной, что соискатель невольно «цепляется» за нее и предпочитает ждать до последнего, надеясь, что его все-таки позовут на собеседование.

  Кроме того, несмотря на постоянные советы быть активнее, настойчивее в достижении цели и прочее, соискатели порой совершенно не желают выступать в роли просителей.

  «Кандидаты не хотят перезванивать, они хотят, чтобы компания сама дала вразумительный ответ. Тем более, что при таком звонке можно также не услышать никакой конкретики, а услышать „Ваше резюме находится в стадии рассмотрения" или „Мы обязательно свяжемся с Вами позже"», — такой ответ одного из участников дискуссии вызвал всеобщее одобрение пользователей.

  Кроме того, звонить работодателю можно бесконечно. Стоит припомнить ситуации, когда соискатели перезванивали несколько раз, и все время получали в ответ стандартную, ничего не проясняющую фразу про "стадию рассмотрения".

  Отказывать, если претендент не подходит, нужно! Ведь это в какой-то степени дает соискателю стимул двигаться дальше. И, если человек убежден в своем профессионализме, никак не влияет на его самооценку.

  «Я очень уважаю хороших менеджеров по подбору персонала, мне они встречались в большинстве случаев. Просто умиляет, когда в ответ на претензии к некачественной работе слышится „а вы сами нехорошие". Да, кандидат может быть какой угодно, потому что он только человек, который хочет работать в вашей компании. А вы в ней уже работаете. Так держите марку. За это вы услышите много хороших слов в свой адрес. Удачи всем в поиске работы и в подборе достойных сотрудников!» — такое напутствие HR-менеджерам дает наша читательница по имени Анна.

  В конце концов, нажать одну кнопку, чтобы послать соискателю форму вежливого стандартного отказа, не такой уж большой труд. Но именно это простое действие позволяет кандидату уважать менеджеров по подбору персонала, признавая их право на выбор, и в дальнейшем обращаться в компанию повторно!

(c) HH (подробнее и с продолжением тут)



Источник: http://planetahr.ru/publication/3940/
Категория: Мои статьи | Добавил: demono (07.04.2011) | Автор: Молчание - знак отказа? E W
Просмотров: 1011 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: